Чеснокова Анастасия Алексеевна,воспитатель МБДОУ ДС №3 «Колокольчик» г. Котельниково.
Экологический проект «От семечка к деревцу»по методу – познавательно - исследовательский; по содержанию - «Ребенок и природа»; по количеству участников - коллективный, групповой, дети 5-6 лет; по характеру контактов - открытый; по продолжительности – долгосрочный Где было пустое место, где не было ничего, Пусть каждый посадит дерево и не забудет его. В. Берестов. Актуальность проекта На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет! Проблема проекта: Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают как, они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Осенью дети обратили внимание на туи, растущие на нашем прогулочном участке, на них росли шишки. А сможем ли мы вырастить из семян саженцы деревьев в группе? Так и возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы вырастить тую из шишки?». У детей появилась возможность вырастить свое собственное деревцо из семечки и ухаживать за ним. Цель проекта: вовлечение детей старшего дошкольного возраста в практическую деятельность по выращиванию деревьев (туи) из семян в условиях детского сада. Задачи проекта: для детей - Создать условия для совместного экспериментирования. - Формировать у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательские способности в процессе выращивания саженцев туи в условиях детского сада. - Уточнить и расширить представления дошкольников о развитии, строении, функциях частей дерева. - Конкретизировать представления детей об условиях роста саженцев, уходе за ними - Способствовать развитию трудовых умений и навыков по посадке, выращиванию и уходу за всходами саженцев туи. - Воспитывать осознанно бережное отношение к уникальному миру природы, к деревьям - Вовлечь родителей в совместную деятельность. Для родителей - повысить уровень экологической культуры родителей; - приобщить родителей к совместной деятельности с детьми в семье; - стимулировать творческую активность родителей; - способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам современного образования и воспитания дошкольников. Для педагогов - способствовать формированию умений получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности - разнообразить формы работы по проектному методу в экологическом воспитании дошкольников; - побуждать педагогов к эффективному взаимодействию с детьми и родителями в коллективной работе. Основные направления реализации проекта: 1. Создание условий для ознакомления детей с миром деревьев, формирование представлений о роли деревьев в оздоровлении и сохранении здоровья человека. 2. Создание условий для развития опытно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. 3. Экологическое просвещение родителей. Принципы * целенаправленность; * доступность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; * дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; * научность и системность проведения работы; * наглядность; * интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире растений; * активность и сознательность – участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов Методы проекта * продуктивно-исследовательские: опыты, экспериментирование, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения; экскурсии, целевые прогулки; * наглядные – рассматривание иллюстраций, картинок, тактильно–мышечная наглядность, моделирование; * словесные - беседы, чтение художественной и научной литературы, решение проблемных ситуаций; консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции; * практические – НОД. продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).развлечения, праздники, самостоятельная деятельность ребёнка в специально созданных условиях, коллективный труд; * игровые - дидактические, пальчиковые, подвижные, развивающие игры; * ИКТ - презентации, слайд – шоу, мульфильмы; * здоровьесберегающие - массаж, физкультминутки, релаксация; * создание ситуации успеха; * слушание музыкальных произведений. Ожидаемый результат: - у детей будут сформированы элементарные знания о растении – туя; - пополнится активный и пассивный словарь прилагательными, определяющими характер растения, глаголами; - дети смогут изобразить тую в различных видах продуктивной изобразительной деятельности, будут заинтересованы в наблюдении, экспериментировании; - у родителей появится заинтересованность к образовательному процессу, активному участию в реализации проекта, в жизни детского сада, развитию творчества у детей. - педагоги будут использовать разнообразные формы работы по проектному методу в экологическом воспитании дошкольников (наблюдения, эксперименты, создание мини-музея); - пополнится методический, дидактический и наглядный материал по экологическому воспитанию. Этапы проекта
1 этап- вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний Методика «Три вопроса»
2 этап – разработка проекта, планирование деятельности
1. Подбор литературы по данной теме, составление конспектов, подборка картотеки опытов, ситуация общения с детьми на тему: «Что мы знаем о деревьях?», чтобы выяснить представления детей и заинтересовать проблемой. 2. Изучение познавательной и методической литературы по теме проекта. Подбор художественной литературы, народного фольклора для детей о деревьях. 3. Доведение до всех участников важности этого проекта. 4. Подбор методической, научно – популярной, иллюстрированного материала по данной теме. 5. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей в повседневной жизни в детском саду и дома. 6. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно - ролевых игр. 7. Разработка плана мероприятий 8. Собрать коллекцию книг, альбомов, энциклопедий о растениях. С раннего возраста детей следует знакомить с окружающим, с доступными их пониманию явлениями природы: взрослый воспитывает любовь ко всему живому, учит доброму, бережному, заботливому отношению к животным и растениям; развивает познавательный интерес, этические, эстетические чувства. 3 этап – выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать растения можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то у него будет сформированы элементы экологической культуры, экологически грамотное поведение в природе, гуманное отношение к лекарственным растениям. Проектная деятельность включает в себя различные виды деятельности. Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным и наглядно-образным, основной упор делался на наблюдения, экспериментирования и собственную продуктивную деятельность в природе Содержание и объем знаний проекта подобраны с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению социальных и экологических навыков и умений, помогают детям оценить свое отношение к окружающему их миру, неживой природе. Взрослые по необходимости оказывает детям практическую помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта. Взаимодействие детей и взрослых в различных видах деятельности по реализации проекта
4 этап- подведение итогов, презентация проекта, оформление портфолио проекта
Высадка саженцев туи на участке детского сада.
Подведение итогов В результате проекта «От семечка к деревцу» предполагаемые результаты были достигнуты: были созданы условия для получения детьми элементарных представлений о деревьях (туи), которое растет на территории нашего детского сада Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали туи, отметили его роль как растения; изучали е влияние на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к природе, которая нас окружает, потому что она красива и целебна. Детей заинтересовал данный проект, они принимали активное участие в беседах, с удовольствием пели, играли, заучивали стихотворения, экспериментировали. Научились изображать туи в разных видах продуктивной деятельности. Это способствовало развитию творческих способностей детей, наблюдательности и развитию воображения. Знания о туи дети получали на занятиях по развитию речи, по формированию элементарных экологических представлений, в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), во время наблюдений на прогулках, через художественную литературу - чтение сказок, рассказов, загадывание загадок, заучивание стихотворений. Рассматривая с детьми иллюстрации о туи в книгах, энциклопедиях, во время бесед, у детей закреплялись знания о растении: его название, отличительные особенности по размеру корня, стебля, листьев. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, для чего нужны деревья и почему необходимо бережно относиться к природе. Особое внимание уделялось игровой деятельности, проведению подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, настольно-печатных игр. В период работы над проектом у детей пополнился словарный запас названиями деревьев, их отличительных особенностей, дети научились задавать вопросы, составлять с помощью взрослого рассказы-описания, сказки, загадки, тем самым развивать свое игровое творчество. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, формировались элементарные навыки исследовательской деятельности. Уголок природы пополнился новыми пособиями и дидактическими материалами по экологическому воспитанию детей. В процессе работы над проектом создавались условия по воспитанию у детей чувства доброты, отзывчивости, любознательности, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю. Разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями способствовали установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам экологического образования и воспитания дошкольников. В результате повысился уровень экологической культуры родителей, их творческая активность - родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Перспективы дальнейшего развития проекта. Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами. При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
Литература 1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. 2. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002. 3. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ, Волгоград изд. «Учитель», 2008 4. Детская энциклопедия «Экология от А до Я». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 1997 год. 5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры». 6. Николаева С. Н. «Юный эколог». Мозаика - Синтез Москва 2005г 7. Рыжова Н.А. Не просто сказки... Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка-Пресс, 2002г.
14 мая 2024 в 13:43
Прикреплённые файлы:Документ: Экологический проект «От семечка к деревцу» Описание файла:Файл называется: pereletnye-pticy_t09ad.pptx Это официальный файл организации «Чеснокова Анастасия Алексеевна,воспитатель МБДОУ ДС №3 «Колокольчик» г. Котельниково.», в нём содержится Экологический проект «От семечка к деревцу». Размер файла: 5,48 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.